Рабочая программа _Практикум по русскому языку_ (9 класс)

1. Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа по курсу «Практикум по русскому языку в 9 классе» разработана в соответствии с планом урочной деятельности
МОБУ Новогеоргиевская СОШ на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса, ориентирована на осуществление поэтапной системной подготовки обучающихся к
прохождению итоговой аттестации по русскому языку и преодоление трудностей в изучении русского языка.
1.2. На реализацию данного курса отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа.
1.3. Курс «Практикум по русскому язык в 9 классе у» дополняет программу по русскому языку 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с
требованиями и моделями заданий ОГЭ 2025-26 г. В данной программе внимание уделяется обучению написания сжатого изложения, подготовке к
выполнению тестовой части, написанию сочинения - рассуждения, подготовке к устному собеседованию по русскому языку.
1.4. Оценивание производится по пятибалльной системе.
В качестве проверочного материала возможно использование контрольно- измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ и сборников
по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку.
1.5. Личностные, метапредметные, преметные результаты.
Личностные результаты:
 Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
 В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
 готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка
как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию















русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной
сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:

 ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
 потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний,
умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои
действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
 способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

 У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
 выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
 устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
 формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
 составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
 проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
 и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
 выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
 использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
 использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
 знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
 выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
 владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать
соответствие результата цели и условиям общения;
 развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать
способ выражения собственных эмоций;
 осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
 признавать своё и чужое право на ошибку;

 принимать себя и других, не осуждая;
 проявлять открытость;
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой
штурм» и другие);
 выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой.

Предметные результаты
Общие сведения о языке
Иметь представление о русском языке как одном из славянских языков.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения
научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монологповествование); выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объём не менее 6 реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 140 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи объёмом не менее 280 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи для сжатого и
выборочного изложения – не менее 70 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Текст

Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений,
цельности и относительной законченности; указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические).
Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров; применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Владеть умениями информационной переработки текста: создавать тезисы, конспект; извлекать информацию из различных источников, в том числе
из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Редактировать тексты: собственные и(или) созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы, сопоставлять исходный и отредактированный тексты.
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики.
Распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Различать функции знаков препинания.
Словосочетание
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные; определять типы подчинительной
связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний.
Применять нормы построения словосочетаний.
Предложение
Характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи; различать функции знаков препинания.
Распознавать предложения.
Распознавать сложные предложения, конструкции с чужой речью (в рамках изученного).
Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и
пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
2. Содержание занятий

Трудные вопросы написания сжатого изложения(6 ч.)
Структура экзаменационной работы в формате ГИА (ОГЭ-9). Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
Структурные особенности сжатого изложения. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключени е.
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. Отработка приёма упрощение.
Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

Трудные вопросы написания сочинения-рассуждения(6 ч.)
Задание 9 (9.1, 9.2, 9.3). Критерии оценки задания.
Фактические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки.
Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения по пониманию смысла предложения, взятого из авторского текста.
Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на заданную проблему с умением приводить аргументы из текста и из собственного
опыта.

Трудные вопросы устного собеседования(8 ч.)
Устное собеседование по русскому языку в 9 классе. Структура итогового собеседования.
Задание 1. Чтение текста вслух.
Задание 2. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты).
Задание 3. Как построить монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план.
Задание 3. Монологическое высказывание. Использование клише.
Задание 4. Диалог (интервью). Диалог по заданной теме.
Работа с демоверсиями по устному собеседованию в 9 классе.

Трудные вопросы устного собеседования(14 ч.)
Задания 2,3 - Синтаксический анализ предложений
Грамматическая основа. Простые и сложные предложения.
Виды сказуемых. Предложения с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложные предложения с различными
видами связи. Сложные бессоюзные предложения.
Задания 4,5. Пунктуационный анализ.
Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложные предложения с различными видами связи. Сложные бессоюзные предложения.
Задание 6,7. Орфографический анализ. Правописание корней, приставок, суффиксов.
Задание 8. Морфологические нормы.
Задание 9. Грамматическая синонимия словосочетаний.
Задание 10. Смысловой анализ текста.
Задания 11-12. Анализ содержания текста. Анализ средств выразительности. Лексический анализ. Текст. Лексическое значение слова. Синонимы,
антонимы, омонимы, паронимы. Выразительные средства. Эпитеты, метафора, метонимия и др.
Диагностическая работа в формате ОГЭ. Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе.
3. Тематическое планирование
№
п/п
1
1.1
1,2

Название разделов и тем

Трудные вопросы написания сжатого изложения
Структура экзаменационной работы в формате ГИА (ОГЭ-9). Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Количество часов
6

1.3
1.4
1.5 1.6

Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. Отработка приёма упрощение.
Практическое занятие. Написание изложения.
Трудные вопросы написания сочинения-рассуждения

6

Критерии оценки задания сочинения-рассуждения.
Фактические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки
Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения по пониманию смысла предложения, взятого из авторского текста
Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на заданную проблему с умением приводить аргументы из текста и из собственного опыта
Трудные вопросы устного собеседования
Устное собеседование по русскому языку в 9 классе. Структура итогового собеседования .
Задание 1. Чтение текста вслух.
Задание 2. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты).
Задание 3. Как построить монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план. Монологическое высказывание. Использование клише.
Задание 4. Диалог (интервью). Диалог по заданной теме.

1
1
1

2
2.1
2,2
2.3
2.4
2.5 2.6
3
3.1
3,2
3.3
3.4
3.5 3.6
2.1
2,2

Название раздела, темы
Трудные вопросы написания сжатого

Колво
часов
6

1
2
8

1
1
1
1
2

Краткое содержание
Структура экзаменационной работы в формате ГИА (ОГЭ-9). Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым
ответом.
Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

изложения

Трудные вопросы написания сочинениярассуждения

6

Трудные вопросы устного
собеседования

7

Трудные вопросы тестовых заданий.

15

Структурные особенности сжатого изложения. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма
исключение.
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. Отработка приёма упрощение.
Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.
Критерии оценки задания сочинения-рассуждения.
Фактические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки.
Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения по пониманию смысла предложения, взятого из авторского текста.
Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на заданную проблему с умением приводить аргументы
из текста и из собственного опыта.
Устное собеседование по русскому языку в 9 классе. Структура итогового собеседования.
Задание 1. Чтение текста вслух.
Задание 2. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты).
Задание 3. Как построить монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план.
Задание 3. Монологическое высказывание. Использование клише.
Задание 4. Диалог (интервью). Диалог по заданной теме.
Работа с демоверсиями по устному собеседованию в 9 классе.
Задания 2,3 - Синтаксический анализ предложений
Грамматическая основа. Простые и сложные предложения.
Виды сказуемых. Предложения с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложные
предложения с различными видами связи. Сложные бессоюзные предложения.
Задания 4,5. Пунктуационный анализ.
Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложные предложения с различными видами связи. Сложные
бессоюзные предложения.
Задание 6,7. Орфографический анализ. Правописание корней, приставок, суффиксов.
Задание 8. Морфологические нормы.
Задание 9. Грамматическая синонимия словосочетаний.
Задание 10. Смысловой анализ текста.
Задания 11-12. Анализ содержания текста. Анализ средств выразительности. Лексический анализ. Текст. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Выразительные средства. Эпитеты, метафора, метонимия и др.
Диагностическая работа в формате ОГЭ. Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе

3. Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема урока, раздела

1. Трудные вопросы написания сжатого изложения

1
2
3
4
5-6

Структура экзаменационной работы в формате ГИА (ОГЭ-9). Критерии оценивания выполнения заданий
с развернутым ответом.
Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. Основные приёмы компрессии
исходного текста. Отработка приёма исключение.
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. Отработка приёма
упрощение.
Практическое занятие. Написание изложения.
2. Трудные вопросы написания сочинения-рассуждения

7
8
9
10
1213

Критерии оценки задания сочинения-рассуждения.
Фактические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки
Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения по пониманию смысла предложения,
взятого из авторского текста
Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на заданную проблему с умением приводить аргументы из текста и из собственного опыта
3. Трудные вопросы устного собеседования

14
15
16

Устное собеседование по русскому языку в 9 классе. Структура итогового собеседования.
Задание 1. Чтение текста вслух.
Задание 2. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты).

Колво
часов
6

1
1
1
1
2
6
1
1
1
1
2

7
1
1
1

Планируемая дата

Дата проведения

17
18
1920

Задание 3. Как построить монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на
план. Монологическое высказывание. Использование клише.
Задание 4. Диалог (интервью). Диалог по заданной теме.
Работа с демоверсиями по устному собеседованию в 9 классе.
4. Трудные вопросы тестовых заданий.

21
22
23

24
25
26
27
28
29
30

3133
34

Задания 2,3 - Синтаксический анализ предложений
Грамматическая основа. Простые и сложные предложения.
Виды сказуемых. Предложения с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложненном
предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложные предложения с различными видами связи. Сложные бессоюзные предложения.
Задания 4,5. Пунктуационный анализ.
Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложные предложения с различными видами
связи. Сложные бессоюзные предложения.

1
1
2
14

1
1
1

1
1

Задание 6,7. Орфографический анализ. Правописание корней, приставок, суффиксов.
Задание 8. Морфологические нормы.
Задание 9. Грамматическая синонимия словосочетаний.
Задание 10. Смысловой анализ текста.
Задания 11-12. Анализ содержания текста. Анализ средств выразительности. Лексический анализ.
Текст. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Выразительные средства. Эпитеты, метафора, метонимия и др.
Диагностическая работа в формате ОГЭ.

1
1
1
1
1

Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе

1

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».